В первой половине
прошлого века, когда новая технология «светописи» стала массовой, у
многих людей она ассоциировалась с черно-белыми изображениями -
зачастую нечеткими, малоконтрастными, испещренными мелкими
повреждениями. А цветная фотопленка впервые появилась лишь в
30-х годах.
С.М.Прокудин-Горский
Сегодня мало кто
знает, что уже в начале века существовали первые цветные
фотоизображения, полученные выдающимся русским фотографом Сергеем
Михайловичем Прокудиным-Горским. Род
Прокудиных-Горских, старейший в России дворянский род, внесен в
родословные книги Московской и Владимирской губерний.
Прокудины-Горские происходят от одного из воевод Куликовской битвы -
Петра Горского. Внук Петра, Прокофий Алферьевич, имел прозвание
Прокуда, от которого потомки его приняли фамилию Прокудиных,
измененную в 1792 г. в Прокудины-Горские. Сергей Михайлович
Прокудин-Горский (1863-1944) родом из Санкт-Петербурга, одним из
первых в России начал экспериментировать с цветной фотографией. Он
усовершенствовал метод открытый ранее физиком Клерком Максвеллом и
фотографом Томасом Саттоном. Используя принцип разделения цвета на
три основных компонента (красный, зеленый, синий), Прокудин-Горский
разработал: метод цветной съемки, фотокамеру и специальный проектор. На стеклянную
черно-белую фотопластину, установленную в фотокамеру, он делал
последовательно через синий, зеленый и красный светофильтры три снимка
одного сюжета. На получение трех изображений уходило примерно три секунды.
С негативной фото пластины делался диапозитив, который помещался для
просмотра в проектор его собственной конструкции. При одновременном
проецировании, посредством призмы и соответствующих светофильтров, на
экран изображения накладывались, одно на другое, создавая полноценное
цветное изображение. Сергей Михайлович мечтал запечатлеть, в цвете, образ
Отечества для современников и потомков. Эта мечта стала смыслом всей его
жизни.
Последний российский
император, Николай II, большой любитель фотографии, заинтересовался
разработанным Прокудиным-Горским способом цветного проецирования, который
был гениально прост и давал потрясающий визуальный эффект. В 1907 году
царь повелел выделить Горскому для оснащения экспедиции, небольшой пароход
переоборудованный в фотолабораторию железнодорожный вагон и письменное
предписание «повсеместно оказывать подателю сего необходимое содействие».
А самому изобретателю поручил возглавить грандиозный проект по созданию
документального фотообозрения тогдашней России. Цель проекта была, в
первую очередь, образовательная: при помощи «оптического цветного
проецирования» планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры
и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства,
бытом и культурой народов России. Летом 1909 года первый в
нашей истории фото-этнограф отбыл в экспедицию, которая длилась пять лет.
Страна на фотографиях Прокудина-Горского предстала во всем своем
многообразии. На снимках русского фотографа наверное каждый может найти
для себя те места и пейзажи которые ему знакомы. Русские церкви и
монастыри, роскошные дворцы и усадьбы, панорамы Твери, Тифлиса, Можайска.
Русские купцы и крестьяне, дети. Дагестанцы, таджики, узбеки в
национальных костюмах. Станки на фабрике, турбины гидроэлектростанции и
многое другое. С
1909-го по 1915 год Прокудин-Горский исколесил одиннадцать регионов
страны, сделал тысячи снимков и прочитал десятки лекций, сопровождавшихся
демонстрацией «слайдов». Не обошел стороной русский фотограф и Можайский
уезд, где в 1911 году были выполнены ряд снимков известных архитектурных
сооружений, Ново-Никольского собора в Можайском Кремле, Лужецкого
монастыря, запечатлел он и замечательные пейзажи. Благодаря изобретению и
работам русского фотографа мы получили возможность преодолеть неумолимое
течение времени, вернуться на много лет назад и своими глазами увидеть в
цвете, какой была дореволюционной Россия, в том числе и Можайский
уезд. В
1918 году, после
Октябрьской революции, Прокудин-Горский решил эмигрировать, вывезя за
границу большую часть своих фоторабот. В 1948 году, уже после смерти
фотографа, его коллекцию приобрела Библиотека Конгресса США. Прошло,
однако, ещё три с половиной десятилетия, прежде чем в 1983 году в Америке
появилась книга "Фотографии для царя" (выпущенная издательством "Дайел
пресс")
«Фотографии для Царя» альбом выпущен в США -
1983г.
иллюстрации, для
которой были взяты из архива Сергея Михайловича Прокудина-Горского. Двести
сорок фотографий представили собой фотопортрет дореволюционной России. И
вот относительно недавно был открыт свободный доступ к цифровым копиям
работ нашего соотечественника, коллекция стала доступна для всеобщего
обозрения. На нашем
сайте мы предлагаем вашему вниманию фотографии столетней давности. Однако
выглядят они лучше, чем многие современные… Дело - в мастерстве
автора, снимавшего свои фотографии в начале XX века, а также в кропотливой
работе по их восстановлению. Сегодня благодаря компьютерным технологиям
стало возможным, совместив с большой точностью отсканированные
цветоделенные негативы, снятые фотографом, получить прекрасные цветные
изображения, сопоставимые по качеству с современными цветными
фотоматериалами. Сейчас в интернете широко представлена
тематика русского фотографа. Достаточно набрать в любой из поисковых машин
фамилию «Прокудин-Горский» и вы получите массу ссылок о работах С.М.
Прокудина-Горского и о технике восстановления цветного изображения его
фотографий. Выражаем благодарность: Чернышову Ю.Е. - первому
кто сообщил создателям сайта о фотографиях С.М.Прокудина-Горского в
библиотеке Конгресса США; Дехканову Д.М. за помощь в получении материалов;
профессору Гараниной С.П. - исследовательнице творчества
С.М.Прокудина-Горского за любезную помощь в подготовке материалов;
Рожковой Г.Н. и Евсееву В.Ю. за поиск материалов и информации о
Прокудине-Горском.
Отдельную благодарность выражаем Полякову Олегу
Валентиновичу - главному редактору интернет-проекта "1812 год", автору
целого ряда современных фотографий и восстановления цвета фотографий С.М.
Прокудина-Горского представленных в нашем
разделе.